Конечно, мы хотим видеть наших учеников здоровыми, умными, интеллектуально развитыми, но, безусловно, добрыми, отзывчивыми, с душой, открытой всему прекрасному и стремящейся творить красоту вокруг себя. Мы живем в многонациональной стране. Мир и спокойствие в ней зависят от того, насколько уважительно, терпимо относятся друг к другу люди, насколько знакомо им такое понятие как толерантность.

 images/stories/tol1.jpg

Вначале обратимся к истории понятия толерантность. Его появление связано с эпохой религиозных войн. По своему первоначальному содержанию оно выражает компромисс (соглашение на основе взаимных уступок), на который вынуждены были согласиться католики и протестанты. Позднее толерантность как принцип согласия проникает в либеральное сознание эпохи Просвещения. Выдающиеся ученые 17-18 в.в. Гоббс, Локк, Вольтер, Руссо выступили против жестоких религиозных столкновений и религиозной нетерпимости.

Наиболее последовательным критиком фанатизма и защитником толерантности был Вольтер. В «Философских письмах» (1733), «Трактате о веротерпимости» (1763) Вольтер, не критикуя ни одну из конкретных религий, показал, что религии, милосердные по своей сути, могут быть разрушены предрассудками и нетерпимостью. Он утверждал, что верхом безумия следует считать убеждение, будто все люди должны думать одинаково. Любое верование, считал ученый, имеет право на существование.

Итогом деятельности просветителей стало постепенное проникновение в общественное сознание идеи толерантности в качестве всеобщей ценности, фактора согласия между религиями и народами.

В 1789 г. - через 11 лет после смерти Вольтера - во Франции была принята Декларация прав человека и гражданина. Она стала предвестницей современных деклараций о правах человека, в том числе Всеобщей декларации прав человека 1948 г., провозгласившей принципы мира, демократии, ненасилия во взаимоотношениях между народами и государствами.

В русском языке толерантность характеризуется как «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, мягко относиться к их промахам, ошибкам».

В. Даль отмечает, что по смыслу толерантность (терпимость) связана с такими человеческими качествами как смирение, кротость, снисходительность, великодушие. Напротив, нетерпимость проявляется в запальчивости, опрометчивости, требовательности, непостоянстве и других действиях, которые носят оттенок непродуманности, импульсивности, незрелости. Объяснение тому, что такое терпимость, В. Даль дает на примерах терпимости личных убеждений, терпимости к иной вере.

Таким образом, толерантность - это достаточно сложный термин, с целым рядом нюансов. В обыденной жизни его часто сводят просто к терпимости, терпимому отношению к событию или человеку. Понятно, что это - явное сужение достаточно объемной и разноплановой категории.

Многоплановость термина Толерантность включают следующие компоненты:

  • социальная восприимчивость взаимодействующих субъектов, интерес к особенностям друг друга;

уважение и признание равенства партнеров (в том числе права быть иным) сохранения индивидуального своеобразия каждого из них,

достижения согласия без ущемления их индивидуальных интересов;

  • отказ от доминирования и насилия;
  • признание многообразия человеческой культуры, норм, верований, обычаев, традиций, мировоззренческих позиций;
  • отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения;
  • готовность принять другого таким, какой он есть;
  • доверие, умение слушать и выслушивать другого;
  • способность к эмпатии (сочувствию, сопереживанию);
  • способность конструктивно разрешать конфликтные ситуации, выражая свои чувства без агрессии и насилия;
  • готовность к пониманию и практическому взаимодействию на основе согласия, но без ущемления как собственных интересов, так и интересов партнера, с правом отстаивать эти интересы.

На последний из перечисленных компонентов хотелось бы обратить особое внимание, поскольку именно он обеспечивает устойчивость толерантного взаимодействия. Дело в том, что и отдельные люди, и целые группы имеют как общее, так и особенное  во взглядах, отношениях, традициях. Это неизбежно, т.к. каждый из нас обязательно обладает сходством с другими и одновременно отличается от них.

 

На протяжении веков проблемы взаимодействия выходцев из разных стран, представителей разных культур, носителей различных бытовых правил и норм решались отнюдь не на основе единства общих и особенных интересов. Традиционно срабатывало желание подчинить того, кто слабее, кто не может отстоять свою непохожесть. И тогда сильный утверждал свое особое видение мира (свои взгляды, идеи, традиции) как самое правильное, единственно верное, истинное.

Истинная толерантность как раз и предполагает достижение оптимального единства того общего и особенного, что есть у взаимодействующих субъектов.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что практическая работа по формированию толерантности в современном обществе должна быть связана не только с обучением детей конкретным навыкам толерантного поведения, но и с формированием у них определенных личностных качеств, наличие которых является необходимой предпосылкой для появления соответствующих установок толерантного типа. Речь идет о таких качествах, как чувство собственного достоинства и умение уважать достоинство других, осознание того, что каждый человек многообразен в своих проявлениях и не похож на других, позитивное отношение к себе самому и представителям других народов и иных культур.